"ЗНАТЬ - мало

научите ребенка МЫСЛИТЬ!"

 

Все направления интеллектуального развития

для детей 5 - 10 лет

 

 

 
 


ЛАБОРАТОРИЯ


Здесь выложено несколько простых и содержательных опытов и экспериментов, которые можно самостоятельно провести с ребенком.

Дорогие родители! Перед проведением опытов очень рекомендую ознакомиться со статьей Монтессори-педагога Е. Хилтунен "Удивление как стимул к познанию" http://dnk.nsknet.ru/info/udivlenie-kak-stimul-k-poznaniju/

Ловите «точку удивления» у Ваших детей! Провоцируйте удивление! Сделайте опыт увлекательной иилюстрацией законов природы, но не пустым фокусом. Если ребенок не заинтересован темой опыта, если ребенок не понял содержания опыта, такое «колдовство» вряд ли будет очень запоминающимся и полезным для его развития.  Пассивное наблюдение, когда мама взмахивает волшебной палочкой и изо рта чудовища извергается пена – это сказка. В сказку можно играть, но не стоит называть это научным экспериментом. Ребенок  в таком случае не настроен на понимание, объяснение, формулирование выводов, что и подразумевается под экспериментом.

  Итак, выполняя опыт:

  1. руководствуйтесь интересом ребенка
  2. в самом начале вместе разберитесь в сути опыта (не объясняйте пока результат), приготовьте необходимые предметы, по порядку изложите ход опыта
  3. позвольте ребенку проводить опыт самостоятельно, помогая только в том, что он действительно не может сделать
  4. четко комментируйте все действия по ходу опыта
  5. побуждайте ребенка выдвигать гипотезы. Спрашивайте: «Что происходит?» «почему так происходит, как ты думаешь?». Выдвигайте больше разных гипотез, даже самых невероятных!
  6. по окончании опыта дайте ему научное объяснение.Постарайтесь, чтобы ребенок имел возможность сделать самостоятельные выводы, пусть даже они будут "неправильными". Подумайте вместе с ребенком, в каких еще случаях можно наблюдать такое явление природы. Попробуйте также подумать «А что, если изменить какие-то условия эксперимента?» 

Паучок на нитке

нам понадобится:
лист картона
спички
пластилин
нитка, желательно плотная
Нарисуйте на картоне и вырежьте круглого паучка диаметром 4-5 см. Затем из остатков бумаги вырежьте кусок картона шириной в одну спичку и длиной на сантиметр длиннее тельца паучка (примерно две спички), загните края картонки по ширине примерно на полсантиметра. Теперь одну спичку нужно прикрепить к этой картонке поперек пластилином, потом картонку приклеить к спинке паучка.  Наконец, с помощью иголки протянуть нитку (длиной около 50 см) через середины отогнутых краев картонки. 
Натяните нитку с пауком и держите ее вертикально. паучок будет держаться посреди нитки, не соскальзывая. Затем немного ослабьте нитку - паучок снова поползет вниз.
Объяснение.
Когда нитка сильно натянута, она касается спички, и между ними возникает трение. Оно не дает пауку соскальзывать вниз. Ослабленная нитка спички не касается, трение уменьшается, и паук ползет вниз.

Чудесные спички
Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.


занимательные опыты для детей


Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.


занимательные опыты для детей 


Всем поровну
Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них

любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.


Разъяренное чудовище.


Возьмите небольшую пластиковую или стеклянную бутылку. Из листа картона вырежьте лапы и хвост чудовища, глаза и зубы. Приклейте бумажные части скотчем к бутылке (смотрите пример на картинке). Теперь непосредственно смесь. Налейте полбутылки уксуса. Используйте слабый уксус вроде яблочного или уксусную эссенцию (при использовании обычного уксуса происходит очень обильное выделение удушливого и небезопасного диоксида углерода). Добавьте в бутылку немного жидкости для мытья посуды (две-три столовые ложки) и немного гуаши или другого красителя, перемешайте жидкость. Одну-две чайные ложки пищевой соды насыпьте на тряпочку и завяжите. Теперь бросьте в бутылку приготовленный мешочек с содой. Через пару минут из пасти чудовища повалит пена.

Тот же опыт в другом исполнении – «Вулкан». Сделайте из пластилина полый конус – это наш вулкан. Насыпьте в конус соды примерно на чутверть. Залейте в отверстие уксус. Через пару минут произойдет «извержение».

Этот опыт больше подходит под разряд «фокусов», потому что ребенку еще довольно сложно объяснить, почему происходит такая реакция. Вы можете провести этот опыт, когда ребенок заинтересуется, например, шипением соды при добавлении уксуса в то время как Вы готовите пирог. Это также хороший ответ на вопрос «Зачем добавляют в тесто соду?» или «Почему внутри хлеба дырочки?»

Если ребенок интересуется, «из чего все состоит», опыт изготовления смеси тоже может оказаться кстати. Можно рассказать о разных веществах, о том, что при их смешивании происходят различные реакции.

В данном опыте Вы фактически выделяете углекислый газ – тот самый, что пузырится в газировке, так что интерес к составу газировки тоже может быть поводом к проведению опыта.


Домашняя газированная вода

занимательные опыты для детей

Напомните своему ребенку, что он дышит воздухом. Воздух состоит из разных газов, но многие из них невидимы и не имеют запаха, поэтому их трудно обнаружить. Углекислый газ - один из газов, входящих в состав воздуха и... газированной воды. Но его можно выделить в домашних условиях.

Возьмите две соломинки для коктейля, но разного диаметра, так, чтобы узкая на несколько миллиметров плотно вошла в более широкую. Получилась длинная соломинка, составленная из двух. Проделайте в пробке пластиковой бутылки острым предметом сквозное вертикальное отверстие и вставьте туда любой конец соломинки.

Если соломинок разного диаметра нет, то можно в одной сделать небольшой вертикальный надрез и воткнуть ее в другую соломинку. Главное, чтобы получилось плотное соединение.

Налейте в стакан воды, разбавленной любым вареньем, а в бутылку через воронку насыпьте половину столовой ложки соды. Затем налейте в бутылку уксус - примерно сто миллилитров.

Теперь нужно действовать очень быстро: воткните пробку с соломинкой в бутылку, а другой конец соломинки опустите в стакан со сладкой водой.

Что происходит в стакане?

Объясните ребенку, что уксус и питьевая сода активно начали взаимодействовать друг с другом, выделяя пузырьки углекислого газа. Он поднимается вверх и по соломинке проходит в стакан с напитком, где на поверхность воды выходит пузырьками. Вот газированная вода и готова.


Живые дрожжи


Расскажите ребенку, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, "поднимает" тесто, делает его пышным и вкусным.

Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.

Давайте их оживим. Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте.

Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой.

Спросите у ребенка, что произойдет?

Правильно, когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками  углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.


Греет ли шуба?

Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой.

Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваш ребенок?

Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?

Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.

Теперь закономерен и вопрос: "Зачем же человек в мороз надевает шубу?"

Ответ: "Чтобы не замерзнуть".

Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

Спросите ребенка, знает ли он, что бывают "шубы" из стекла?

Это термос. У него двойные стенки, а между ними - пустота. Через пустоту же тепло плохо проходит. Поэтому когда мы в термос наливаем горячий чай, он долго остается горячим. А если налить в него холодную воду, что с ней произойдет? На этот вопрос ребенок теперь может ответить сам.

Если с ответом он все еще затрудняется, пусть проделает еще один опыт: нальет в термос холодной воды и проверит ее минут через 30.


Для опытов с электричеством желательно, чтобы ребенок хотя бы приблизительно знал об атомах, электронах и прочее. А иначе как такой опыт объяснишь :)? Можно предварительно почитать подходящую книжку, например "Настоящая физика для самых маленьких".


Танцующие хлопья

Некоторые крупы способны производить много шума. Сейчас мы узнаем, а можно ли научить рисовые хлопья еще и прыгать и танцевать.

Нам понадобятся:

- бумажное полотенце

- 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев

- воздушный шарик

- шерстяной свитер

Подготовка:

1. Расстелите на столе бумажное полотенце.

2. Высыпьте на полотенце хлопья.

Начинаем научное волшебство!

1. Обратитесь к зрителям так: "Все вы, конечно, знаете, как рисовые хлопья могут трещать, хрустеть и шуршать. А теперь я покажу вам, как они умеют прыгать и танцевать".

2. Надуйте шарик и завяжите его.

3. Потрите шарик о шерстяной свитер.

4. Поднесите шарик к хлопьям и посмотрите, что произойдет.

занимательные опыты для детей 
Результат:

Хлопья будут подпрыгивать и притягиваться к шарику.

Объяснение:

В этом эксперименте вам помогает статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов, в данном случае шарика и свитера. Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд положительный, а у электронов - отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть объекты, - например, волосы или шерсть, - которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик о шерстяную вещь, часть электронов перейдет от шерсти на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд.

Когда ты приближаешь отрицательно заряженный шарик к хлопьям, электроны в них начинают отталкиваться от него и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик притягивает их к себе.

Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.


Сортировка

Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Нам понадобятся:

- бумажное полотенце

- 1 чайная ложка (5 мл) соли

- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца

- ложка

- воздушный шарик

- шерстяной свитер

- помощник

Подготовка:

1. Расстелите на столе бумажное полотенце.

2. Насыпьте на него соль и перец.

3. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите ребенку попытаться отделить соль от перца.

4. Когда он отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.

5. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.

6. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?

Результат:

Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение:

Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.


Гибкая вода

В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества учили хлопья танцевать и отделяли перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество действует на обыкновенную воду.

Нам понадобятся:

- водопроводный кран и раковина 

- воздушный шарик 

- шерстяной свитер

Подготовка:

Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к водопроводу. Кухня прекрасно подойдет.

Начинаем научное волшебство!

1. Объявите зрителям: "Сейчас вы увидите, как мое волшебство будет управлять водой".

2. Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой.

3. Скажите волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не изменится; тогда извинитесь и объясните зрителям, что вам придется воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера.

4. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер.

5. Снова произнесите волшебные слова, а затем поднесите шарик к струйке воды. Что будет происходить?

Результат:

Струя воды отклонится в сторону шарика.

занимательные опыты для детей 
Объяснение:

Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Версия для печати













журнал Детского Научного Кружка. © Все права защищены
Главная · Контакты  · Карта сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS