"ЗНАТЬ - мало

научите ребенка МЫСЛИТЬ!"

 

Все направления интеллектуального развития

для детей 5 - 10 лет

 

 

 
 


На одном из детских форумов прочитала такой диалог:

«На уроках творчества ребенку не дают в руки кисточку. Я была в шоке, увидев одинаковые очень  аккуратные работы детей, после присутствовала на занятии и поняла фишку - преподша просто сама все и делает за детей.»

«Я тоже сталкивалась с моментом, когда почти всю поделку или даже фигурку из пластилина делают преподы, а ребенку доверяют только уши))».

Надо признать, ситуация довольно распространенная).

Почему педагоги так поступают? На то есть две причины. Во-первых, педагогу так проще – все мамочки знают, что на этапе обучения ребенок требует больших вложений труда, терпения и настойчивости (со стороны мамы, прежде всего)). Во-вторых, некоторые родители требуют именно такого результата (аккуратных «красивых» поделочек). Эти  родители обычно не в курсе возрастных особенностей развития и реальных возможностей своих детей, а преподнесенная ребенком красивая поделка тешит родительское самолюбие и дает «сознание исполненного долга» - вот ведь как мое дитя умеет!) Так что – немного в сторону – спрос во многом определяет предложение).

Мы тоже стараемся делать красивые вещи на наших уроках – ведь это урок изобразительного искусства, это по определению урок красоты. Но мы понимаем, что это также и урок творчества, и урок развития, который может способствовать или не способствовать развитию личности. И вообще – это урок, а значит, мы должны детей чему-то научить – может, навыку катания шариков из пластилина, а может – умению выражать свои чувства посредством краски и бумаги. У каждого урока есть своя цель.

Дети маленькие, они очень мало чего умеют, они пришли к нам учиться – могут ли они с теми навыками, которые у них есть, делать что-то на самом деле красивое? Могут). Просто требуется недюжинная фантазия и энтузиазм педагогов, чтобы придумать, как с таким уровнем навыков сделать красоту). Кроме того, мы подбираем уровень сложности соответственно возрасту детей.

                                      

Например, вот такую поделку мы делаем и с четырехлетними, и с шестилетними детьми. В первом случае мы даем детям готовые вырезанные формы, их задача  -правильно намазать клеем поверхности, правильно их соотнести и аккуратно склеить. А вот шестилетние дети сами обводят половинки фигур по заготовкам, сами их вырезают из цветной бумаги (тут и тема симметрии, кстати), весь процесс осуществляется самостоятельно.

Детям нравится, когда у них получается «похоже», «красиво». Но они меньше заморачиваются на эту тему, это скорее проекция взрослого отношения к их работам. Детям, которые не подвергаются постоянному оцениванию, детям свободным – обычно нравится все, во что они вложили свой смысл и свой труд. Для кого-то это, возможно, каракули, но для ребенка – белка, прыгающая среди ветвей. И как вы думаете, что более ценно – прилизанный колобок или белка-каракули?)

Мы думаем, ценно и то, и другое). Поэтому мы делаем «красивые вещи» (используя и совершенствуя уже имеющиеся у ребенка навыки), и поощряем «свободное творчество» (свободные композиции, ассоциации, использование цвета и формы и тд).

 Но и это еще не все). Здорово, если ребенок умеет представлять мир творчески. И вместе с тем  он также должен уметь мир изображать соответственно возрастным особенностям. То есть, если шестилетний ребенок рисует типа «палка-палка-огуречик, вот и вышел человечек» - это уже не есть правильно и хорошо. Ведь он уже способен нарисовать более-менее «реального» человека. И этому мы тоже учим. Мы учим детей тем навыкам, которые должны у них развиваться на данном возрасте и с учетом индивидуальных особенностей - ведь есть дети, которые рисуют (лепят, вырезают, придумывают и тп) более совершенно или менее совершенно, чем это «положено» в данном возрасте. На этапе обучения работы детей чаще получаются не очень «похожими» и не очень «красивыми» с точки зрения взрослых (дети же обычно безоценочны при соответствующем отношении взрослых). Но важно понимать, что именно в это время и происходит настоящее развитие ребенка – и потому ценность несовершенной работы с точки зрения развития выше выше, чем ценность той работы, в которой ребенок уже достиг «совершенства», когда мы имеем уже результат.

Таким образом, наши уроки ИЗО строятся из трех составляющих

·         Использование и развитие существующих знаний и навыков

·         Свободное творчество

·         Обучение техникам и приемам изобразительного искусства

Основные принципы «педагогического процесса»: 

·         Мы  учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей.

·         Занятия по ИЗО являются частью комплексных занятий и всегда связаны с изучаемой на данный момент темой.

·         Готовые работы обязательно обсуждаются и обыгрываются.

                    

Хотелось бы также обсудить и психологические аспекты вопроса.

Важно подбирать такие виды деятяльности, которые под силу детям (зона актуального развития) и чуть выше по уровню (зона ближайшего развития – ребенок может выполнить задание при небольшой помощи взрослого). Если задания будут слишком легкими – это способствует ощущению успешности (все получается), но не осуществляется развитие, в том числе развитие навыка преодоления трудностей. Если задания будут слишком сложными – может идти хорошее развитие изобразительных навыков, но страдает ощущение успешности (ничего не получается), подрывается вера в свои силы (при излишней помощи взрослого).

Помним о золотом правиле М.Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Не делать за ребенка того, что он может сделать сам. Развиваем самостоятельность детей, трудолюбие!

Иногда ребенок видит красивую картинку, нарисованную взрослым и думает: «вот у меня так точно не выйдет» (и он прав, сейчас-то точно не выйдет), мотивация к деятельности снижается. Не стоит поправлять ребенка и демонстрировать ему, как совершенно мы умеем владеть ножницами или кисточкой) – мы-то умеем, но в процессе урока важно, что умеет он).

Во всех занятиях, а особенно в творчестве важно следовать за ребенком, за его фантазией и ходом мыслей, а не навязывать собственные идеи – так мы учим ребенка настоящему творчеству, самостоятельности, независимости, проявляем искреннюю заинтересованность в нем, в его внутреннем мире.

Таким образом, творческое занятие может стать либо настоящим уроком жизни и творчества, либо… банальным уроком по рисованию.

Мы выбираем первое. Во всех занятиях с детьми.

Если вы с нами – добро пожаловать в наш Клуб!


Версия для печати













журнал Детского Научного Кружка. © Все права защищены
Главная · Контакты  · Карта сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS