"ЗНАТЬ - мало

научите ребенка МЫСЛИТЬ!"

 

Все направления интеллектуального развития

для детей 5 - 10 лет

 

 

 
 


Занятия с детьми бывают строго специальными (монокурсы), т.е. те, которые ведутся специалистами: музыка, шахматы, танцы, иностранные языки и т.д. Программы для этих занятий разрабатываются тоже специалистами в данных областях. Кроме монокурсов, существуют ещё общеразвивающие занятия, которые, на самом деле,  и составляют существенную часть всех занятий в большинстве детских развивающих центров.

На общеразвивающих занятиях, в отличие от специальных,  клубы предлагают решение сразу нескольких задач для  родителей:  на этих занятиях мы научим вашего ребёнка читать и считать, ориентироваться в окружающем мире и правильно держать карандаш в руке, сформируем у него различные навыки и разовьём мелкую моторику, речь, а также память, мышление и т.д., и т.п.  Такие занятия можно назвать комплексными, поскольку они представляют собой совокупность каких-то упражнений, заданий из разных по назначению курсов. Конечно, такие занятия намного удобнее для детей и родителей – ведь в подобном курсе решается сразу несколько образовательных задач.

Программа ДНК рассчитана на всестороннее развитие детей – от навыковых результатов (чтение, счет, письмо) до развития мыслительных процессов (память, внимание, воображение).

Общеразвивающие  (комплексные) занятия есть во всех детских клубах. А вот организовываются они по-разному.  Можно условно выделить комплекс курсов и собственно комплексное занятие. Давайте рассмотрим, что же это такое.

Комплекс курсов.  Например, чтение, математика, развитие речи, танцы и т.д. Выстраиваются данные курсы очень просто – по дням недели ставится определённое сочетание названных курсов. Например, понедельник: математика, познание мира, музыка. Вторник: чтение, развитие речи, письмо.  Именно это Вы видите в расписании. На каждый курс, урок  (математика, чтение, танцы и т.д.) отводится не менее (как правило, и не более) 20 минут.

При такой организации Вы четко видите структуру занятия, и хорошо понимаете, чему конкретно учат Ваших детей– это видно из названия поставленных курсов.

Надо признать, что такая организация занятий очень удобна и для педагогов (методистов) – не надо выдумать ничего лишнего, чтение – значит, чтение; математика – значит математика. Упражнения и задания так подобрать значительно легче.

Правда, некоторые вещи остаются «за бортом». Кроме конкретных знаний, умений и навыков, однозначно необходимо развить психические процессы (память, мышление, внимание, воображение и восприятие), а также, например,  подготовить руку к письму, а еще включить какие-то сюжетно-ролевые или настольные игры... Можно, конечно, расширить перечисление курсов  и довести их до 5-7 пунктов в каждый день занятий.  Но методически странно проводить отдельный урок по, например, «развитию внимания» - это как, в течение 20 минут проводить упражнения на внимание?)

Также надо отметить, что дети чуть постарше знают на что они «идут»: сегодня интересный окружающий мир, или «скучное» чтение. Мотивация к обучению от такого открытого и программируемого расписания у детей снижается. (То ли дело – пришел на урок, рассказали про домашних животных, а потом «соединялки» читаешь – соединяешь названия животных с названиями их домиков.)

 Альтернативой вышеприведённому комплексу курсов выступают  несколько другие комплексные занятия, которые в свою структуру включают сразу чтение и математику, знания об окружающем мире и формирование речи, развитие психических процессов  и творческую деятельность и т.п.. И это всё в одном занятии! Обычно это очень динамичное и насыщенное занятие.

Но – методически непростое. Педагогу (методисту) нужно чётко наметить стержень подобных занятий, определить конкретную структуру подобного комплексного занятия, которая  поможет от занятия к занятию «наращивать» знания и умения, целенаправленно развивать конкретные операции мышления и свойства внимания. Требуется большая работа методиста или педагога, чтобы подобное занятие сделать целостным и интересным, не разорванным по кускам и действительно развивающим. Если со структурой  занятий « комплекса курсов» всё прозрачно, поскольку там чётко обозначены изучаемые предметы и остаётся только подобрать задания, то структура собственно комплексного занятия сложнее. 

Поначалу родители не совсем понимают, чем конкретно занимаются на данных занятиях, ведь четкое расписание отсутствует. Я говорю, что в занятия включена сказкотерпия или музыкально-развивающий блок – но где же, где это в расписании?) Ну как же, вот мы прочитали сказку, обсудили ее, обсудили  - как следует поступать или как не следует, обсудили чувства героев и читателей (то есть учеников) – это и есть сказкотерпия). И поем, и танцуем, и играем каждые 20 -30 минут – это и есть музыкально-развивающие занятия!

Например. Я показываю презентацию про домашних животных. По ходу задаю вопросы общего характера, математического свойства, прошу прочитать подписи к картинкам, вспоминаю какое-то стихотворение или сказку, прошу изобразить то или иное животное… Это какой урок – познание мира, развитие речи, математика, грамота, театр или скзакотерапия)? Как вы понимаете, такое построение урока детям интересно – ведь они являются постоянными активными «участниками процесса», они не замечают, какие виды деятельности я использую, они просто… отвечают на интересеные вопросы,  играют. И все это – за 20 – 30 минут! Я позволяю детям думать и открывать для себя новое знание – это бесценно не только для интеллектуального и творческого развития, но и, самое главное – для развития личности.

Как видим из данного примера,  подобное комплексное занятие включает в себя решение сразу нескольких крупных задач: развитие восприятия и  мышления,  развитие мелкой моторики руки, формирование математических представлений, подготовку руки к письму  и т.д. Дети не устают на таких занятиях, поскольку происходит частая смена видов деятельности и данная деятельность разительно разнообразна. За счёт частой смены видов деятельности  положительная мотивация у детей  к обучению гораздо выше.

В нашем клубе нет четкого расписания. В описании курса я говорю родителям: в наши занятия входят все необходимые виды деятельности, но нет четкого перехода от одного «урока» к другому. Кроме того, определенные темы требуют удлеить больше времени в учебный день познанию мира, другие, например, математике или творчеству.

Комплексные занятия более эффективны по затратам времени – за одинаковое количество времени мы успеваем сделать больше, чем на монокурсах за счет объединения задач (например, задание по чтению «соедини животных с их домиками» – это и задание по познанию мира) и за счет активной заинтересованности учеников. Кроме того, мы работаем без перемен. За 4 часа комплексного занятия наши ученики прерываются всего один раз на 20 минут после 15,-2 часов занятий (в эти 20 минут у нас положен перекус и немного свободной игры). Как могут 4-х летние дети заниматься 2 час без перерыва?! За счет смены видов деятельности. Например, после интереснейшего обсуждения презентации или сказки (30 минут) полагается физкультминутка на 5 – 10 минут. В это время мы поем и танцуем по программе Железновых (а это что? Музыкально-ритмическое занятие!) или поем песни, соответствующие тематике, или проводим подвижную игру, или развивающую подвижную игру. Таким образом, за одно занятие у нас проводится несколько музыкально-ритмических блоков, несколько блоков игрового характера (что важно для дошкольников).

Комплексность занятий  также объясняет то, что в ДНК все предметы (кроме языков) ведутся одним педагогом. Педагог осуществляет общее комплексное содержание дня. Согласитесь, сложно скоординировать тематику и содержание занятий сразу нескольким педагогам.

Наш клуб работает только комплексно. Нам хватает профессионализма сделать комплексные занятия увлекательными и действенными, насыщенными и разнообразными, неповторимыми и уникальными. Да, нам понадобилось проделать колоссальную работу по отбору и переработке огромного количества методического материала – но именно за это и ценят ДНК.

Примечание. В ходе 4х часового занятия мы вводим также и отдельные блоки – как, правило, посвященные математике (программа Петерсон) и письму (рекомендованные прописи для дошкольников). Данные курсы мы дополняем собственными разработками, создавая «мини» комплексные занятия.

Пример комплексного занятия смотрите здесь - http://dnk.nsknet.ru/nashi-programmy/matematicheskie-skazki/


Версия для печати













журнал Детского Научного Кружка. © Все права защищены
Главная · Контакты  · Карта сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS